Главная Форум Регистрация Обратная связь


Регистрация О проекте art-dance.kz Партнеры
 
КАТЕГОРИИ СТАТЕЙ
PR-статьиИнтервьюПрофессионалыРазличные темыСобытияТанцевальные стили
 
г. Алматы
  • Dance Studio FOCUS
  • Dance Studio FOCUS
 
г. Алматы
  • Школа танца Ларисой Сосиной «La Passion»
  • Школа танца Ларисой Сосиной «La Passion»
  • Школа танца Ларисой Сосиной «La Passion»
  • Школа танца Ларисой Сосиной «La Passion»
 
 
« Фев.2020»
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
 
МЫ ВКОНТАКТЕ
 
г. Астана
 
  • VI Международный Творческий Конкурс «Nauryz Fest»
 
НАША БОЛЬШАЯ КНОПКА


Поддержите проект art-dance.kz!
Разместите нашу кнопку на своем ресурсе.

код кнопки:
 
Яндекс - Виджет

Танцевальные события

Удобный способ получать последние новости о танцевальных событиях в Казахстане от art-dance.kz.

добавить на Яндекс
 
Афиша ротатор
18 Pro танцы Kz
Shokzhuldyz_2020
«Мелодия весны»
«AIR DANCE»
Благотворительный творческий конкурс «Без ограничений»
 
  • VIII Международный Конкурс-фестиваль «Музыка весны»
  • VIII Международный Конкурс-фестиваль «Музыка весны»
  • Международный чемпионат по хореографии «Кубок Гран-При 2020» + мастер классы для педагогов
  • Летний фестиваль танцевальных направлений «BANANZA 2020»
  • VI Международный Творческий Конкурс «Nauryz Fest»
  • Dance Studio FOCUS
  • Международный многожанровый конкурс-фестиваль «Шедевры Алматы»
  • III Ежегодный Международный конкурс хореографического искусства «Танцуй Всей Душой»
Кульбекова Айгуль Кенесовна: Традиционная танцевальная культура казахов

Кульбекова Айгуль Кенесовна - педагог хореограф, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Хореографии» Казахского национального университета искусств (г.Астана), деятель культуры РК.

Кульбекова Айгуль Кенесовна

Профессиональная школа: Алматинское хореографическое училище (1977-1985 гг., педагоги: Олзоева И.К., Бейсенова Г.Н., Зарембо А.Н.), Государственный ансамбль народного танца «Алтынай» (1985-1992 гг.). Художественный руководитель ансамбля «Назерке» Западно-Казахстанской областной филармонии им.Г.Курмангалиева (1995-2010 гг.), руководитель студенческого ансамбля «Гауһар білезік» КазНУИ (с 2010г. по настоящее время).
Научная школа: Московский государственный университет культуры и искусств. Аспирантура (1999-2001 гг.), докторантура (2004-2009 гг.).
Научно-педагогическая школа: Западно-Казахстанский государственный университет им.М. Утемисова (г.Уральск), Казахский национальный университет искусств (г.Астана).

Занимается проблемами профессионального хореографического образования, является автором более 100 научных публикаций, среди которых монографии, учебно-методические пособия по народно-сценическому и казахскому танцу, учебник по теории и методике преподавания казахского танца, ведет активную творческую и постановочную работу.

Студенческие хореографические коллективы под руководством Кульбековой А.К. являются лауреатами республиканских и международных конкурсов:
- Альфия Кальмагамбетова лауреат 2 премии республиканского конкурса казахского танца им. Ш.Жиенкуловой (г.Уральск 2001);
- Ансамбль «Арна» (ЗКГУ им. М. Утемисова) - обладатель Гран-При республиканского конкурса казахского танца им. Ш.Жиенкуловой (г.Уральск 2001, 2006гг.), 1 премии международного конкурса «Шабыт» (г.Астана 2007г.), 1 премии международного конкурса «Европа+Азия» (РФ, г.Оренбург 2007г.);
- Ансамбль «Гауһар білезік» (КазНУИ) - обладатель золотой медали национальных Дельфийских игр (г.Атырау 2011г.), 1 премии IV республиканского конкурса казахского танца им. Ш.Жиенкуловой (г.Астана 2012г.), бронзовой медали международных Дельфийских игр (г.Астана 2012);
- Ансамбль «Шабыт» (КазНУИ) – обладатель Гран-При международного конкурса «Шабыт» (г.Астана 2013г.), золотой медали национальных Дельфийских игр (г.Алматы 2013г.), золотой медали международных Дельфийских игр (РФ, г.Волгоград).

Традиционная танцевальная культура казахов

Достижения многонациональной хореографии неразрывно связаны с развитием танцевальных культур разных народов и национальностей. Народный танец является самобытным, специфическим творчеством, что является главной отличительной чертой любого другого народного танца. Вместе с тем, очевидна неразрывная связь в развитии различных танцевальных культур с их богатейшими национальными традициями. Традиционное танцевальное искусство все больше проявляет себя в единстве разнонационального. Причем, единство выступает в нем как единство при многообразии, неповторимом слиянии самобытных национальных форм, ритмов и красок.

Конечной и основной целью развития национальных танцевальных искусств является не унификация их, не стирание различий между ними и не взаимное растворение их друг в друге, а взаимное обогащение при сохранении самостоятельности и самобытности.

Интересны по этому поводу рассуждения известного ученого Д.С.Лихачева: «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности - это некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации».

Тематика и идейное содержание танцевального искусства неисчерпаемы. Главным источником, откуда танец извлекает свои темы, сюжеты и образы, является уклад жизни народа. Традиционное танцевальное искусство казахов представляет собой важнейшую и объемную часть национальной культуры и является важнейшим элементом воздействия на формирование национального самосознания общества.

Примечательно, что наряду со всем массивом, включенных в состав культуры объектов, традиционная танцевальная культура имеет свое определенное значение в развитии народного творчества, профессионального искусства, в определении идеологии общества и, в конечном результате, выполняет воспитательную функцию в формировании национального патриотизма и нравственного самосознания общества.

Следовательно, традиционная культура народа является отражением национального самосознания и этнохудожественной деятельности поколений. Вне традиционной культуры, сформированной на протяжении существования какого-либо этноса немыслимо национальное самовыражение и самосознание народа.

Казахский танец имеет древние корни, однако, сегодня сценическая и профессиональная практика еще не имеет богатого исторического и методологического опыта. Известный музыковед, исследователь казахского музыкального фольклора Б.Г.Ерзакович писал: «Почти каждый выдающийся деятель народного музыкального и поэтического искусства с большим уважением называл имя своего учителя … занятия в условиях кочевого быта … могли проводиться только путем устной передачи знаний учителей ученикам. Это обучение мастерству обеспечивало преемственность в сохранении и развитии региональных особенностей народного вокального и инструментального искусства…».

Таким образом, наличие самой тесной связи между традиционным искусством казахов и его самосознанием бесспорно. С одной стороны - национальное самосознание является отражением объективно функционирующих элементов культур народа, оно способно стимулировать ее развитие. С другой стороны, различные элементы культуры в разной степени воздействуют на национальное самосознание, на его содержание и формы проявления. Традиционное танцевальное искусство является формой эмоционального самовыражения человека и всегда отражало различные элементы культуры.

Традиционная культура оказывала огромное влияние на развитие танцевального искусства казахов и всегда являлась источником информации для специалистов. Именно к изучению традиционной культуры народа в первую очередь приступает художник, композитор, балетмейстер, когда создает свое произведение. Здесь отражено все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, приумноженным на труд сотен и тысяч народных умельцев. В ней воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создавшихся веками в результате хозяйственной специализации кочевой, полуоседлой и оседлой групп населения.

Традиционная танцевальная культура казахов, как составная часть общей культуры, отражает пульсирующий образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Все это, слитое воедино, образовало своеобразный, неповторимый комплекс пластических народных элементов, которые ярче, чем какое-либо другое явление, отражают специфику сложения общей казахской национальной культуры.

В силу влияния современной моды, казахский танец, являющийся уникальным проявлением национальной культуры, национального самосознания, неиссякаемым источником для разносторонних исследований, даже в самых традиционных видах претерпевает сегодня определенную эволюцию. Это ставит во весь рост проблемы его сохранения, сбережения от псевдонаучных изысков, фальшивости в исполнении, усложняющих задачу воссоздания народного танца во всем его великолепии, определения инновационных методов и технологий обучения и подготовки хореографов.

Казахский танец уникален. Зарисовки ранних танцевальных форм присутствуют на всех наскальных рисунках, обнаруженных в ущельях Тамгалы и Чулакских гор. Естественно, что эти и другие изображения весьма условны, по ним трудно судить о пластике казахов того времени.

Но мы способны оглянуться на сравнительно недавнее прошлое и протянуть нить к народному хореографическому искусству современного Казахстана. Сегодня необходимо сопоставить накопленные в течение веков свидетельства, научные открытия выдающихся ученых прошлого и результаты современных исследований, попытаться выявить особенности традиционного танца казахов, его специфику и неповторимость. Самобытная культура наших предков рождена самой жизнью и танец - неотъемлемая ее составляющая.

Духовная культура общества, в котором мир людей слит с миром природы, подарила человечеству танец с уникальной для каждого этноса пластикой, заимствованной у зверей и птиц. Это законченные миниатюры, очень лаконичные и выразительные, с четким графическим рисунком взаимосвязанных движений. Язык жеста в них необычайно развит. Ранняя танцевальная культура казахов немыслима без импровизации, лежащей в основе большинства древних танцев.

В настоящее время во всем мире повысился интерес к изучению фольклора. В связи с этим, в Казахстане разработана государственная программа и действуют множество творческо-исследовательских проектов по возрождению национальной культуры и сохранению традиционного искусства. На территории республики создано множество хореографических коллективов. Следует отметить, что в последнее время культурный уровень казахстанского зрителя значительно вырос, современное общество предъявляет искусству высокие требования.

У каждого этноса своя глубокая мифология, насыщенная поэтической образностью, символами, легендами и древними сказаниями, множеством уникальных пластических элементов, сопровождаемых песнями и музыкальными инструментами. Исследованием традиционной танцевальной культуры казахского народа в свое время занимались А.Дальгейм, Л.Сарынова, Д.Абиров, У.Джанибеков, О.Всеволодская-Голушкевич. Современные исследования А.Жолтаевой, Л.Мамбетовой, Г.Жумасеитовой Т.Изим, А.Кульбековой, А.Шанкибаевой и др. также внесли определенный вклад в изучении казахстанского хореографического искусства.

Древняя традиционная культура казахов ориентирована преимущественно на песенно-танцевальные миниатюры имитационно-подражательного и пантомимного характера, органично входящие в обряды и ритуалы. Хореографическая пластика, созданная народом в далеком прошлом, не утрачивает своего значения и сегодня. В период мировой глобализации все этносы стремятся сохранить свою индивидуальность и специфическую уникальность. Вместе с тем, развитию профессионального искусства во всем мире помогают устойчивые традиции национальных культур.

Являясь ярким выражением художественно-исторической памяти народа, традиционная культура играет огромную роль в формировании национального самосознания общества, в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, в его стремлении любить свой дом, Родину. В этом контексте трудно переоценить традиционное танцевальное искусство.

На современном этапе развития казахстанского общества традиционная культура выступает не только в качестве арсенала изобразительных средств, но и как «живой источник», питающий фантазию современных хореографов. Сохранение и изучение этого богатства лежит в русле развития современного хореографического искусства в Казахстане.



При копировании информации ссылка на art-dance.kz обязательна.
Опубликовано | 23.05.15 | Просмотров | 7248 |
Поделись ссылкой в социальных сетях

Смотрите также в этой категории
Новые статьи на портале

Праздника Танца, Красоты и Грации! || 22.10.19 || События
Просмотров: 276

20 октября 2019 г. состоялся конкурс-фестиваль танцевальных направлений «DANCE MASTER 2019» - Главный танцевальный турнир года!

«Липовые» конкурсы «убивают» танцевальный потенциал детей! || 17.09.19 ||
Просмотров: 745

Пожалуй, каждый из современных родителей желает творческого развития своего ребенка. Кто-то выбирает рисование, кто-то - спорт, а некоторые выбирают танцы.
Оценкой достижений в спортивных дисциплинах является присуждение различных разрядов. А вот с танцами все обстоит несколько иначе.

Извините, Накипело! || 31.08.19 ||
Просмотров: 1045

Уважаемые участники портала! Все мы, так или иначе, соотносим себя с искусством: преподаватели, организаторы мероприятий, участники конкурсов и те, кто интересуется культурой и спортом.

Виды размещения информации || 31.08.19 ||
Просмотров: 459

По многочисленным просьбам пользователей, мы решили расширить возможности размещения и внешнего вида информации.

Рейтинг педагогов и школ по версии организатора конкурсов ТОО «Alazar» организация «Event Gold Almaty» || 30.08.19 || События
Просмотров: 474

В целях настоящего развития многожанрового искусства, повышения имиджа танцевальных, вокальных и инструментальных школ и студий, а так же их педагогов, организация вводит обязательным РЕЙТИНГ ШКОЛЫ конкурсного сезона 2019-2020 г.г.

Дмитрий Сергейкин - Гордость страны, достояние республики! || 14.08.19 || PR-статьи
Просмотров: 347

Если Вы не знаете Дмитрия Сергейкина, то Вы ничего не знаете о танцевальном спорте Республики Казахстан, это один из самых титулованных спортсменов средней Азии по танцевальному спорту.

Сцена - это адреналин, и если он качественный и правильный, то результат позитивный! || 01.04.19 || События
Просмотров: 1320

22 - 24 февраля 2019 года в Астане состоялось грандиозное событие, куда съехались самые яркие хореографы и танцоры Республики Казахстан. VII Всеказахстанский конкурс современной хореографии «Choreo» - это масштабное мероприятие, не имеющее в Казахстане аналогов по своему размаху и статусу.

Это всего лишь маленький шаг, нужно еще много работать! || 01.04.19 || Интервью
Просмотров: 847

Одним из победителей VII Всеказахстанского конкурса современной хореографии «Choreo» стала Русул Аня. Яркий и запоминающийся номер, зажигательная музыка и уникальная хореография – заслуженная победа!

На правах рекламы
Masters&Kaya - Спортивно-танцевальная студия

ПОИСК НА ПОРТАЛЕ
 
 
 
 
Свежие новости/события
 
  • V Международный многожанровый конкурс-фестиваль «Мастер СЦЕНЫ»
 
  • III Международный многожанровый конкурс-фестиваль «Я - Звезда!»
 
ПОДАРИ ДЕТЯМ ЖИЗНЬ
detdom.kz

Общественный Фонд
«Добровольное Общество Милосердие»

www.detdom.kz

 
СТАТИСТИКА ПОРТАЛА
Новости ( 5 408 )
Новости (просмотры) ( 11 798 404 )
Статьи о танцах( 407 )
Тематический словарь( 56 )
Справочник по клубам( 529 )
Танцевальные коллективы( 155 )
Преподаватели( 314 )
 
Афиша ротатор
PlanetaDance
#ЯВТАНЦАХ Турция 2020
Зимние забавы
2020 WADF
UniStar Astana
 
Главная Форум Регистрация Обратная связь
Идея ТОО "Аль - Capital Ltd" © 2009 - 2019    Дизайн, разработка и поддержка портала - Сергей Зайцев    Сайт создан на CMS Danneo 0.5.2
За достоверность рекламных материалов и приглашений на соревнования и другие мероприятия Танцевальный портал art-dance.kz ответственности не несет.